В числе важных задач на 2022 год, который объявлен Годом образования в Дагестане, Глава РД Сергей Меликов отметил решение ключевых проблем развития образования в регионе и обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.
«Сегодня в Дагестане непростая экономическая ситуация, которая связана не только с текущими политическими процессами, но и имеет структурные предпосылки. Одним из проявлений этих проблем является устойчиво высокий уровень безработицы на протяжении десятилетий. В то же время мы испытываем острый дефицит квалифицированных кадров, особенно среди специалистов среднего звена. Такое противоречие ярко свидетельствует о наличии проблем в сфере образования»,– сказал он.
Председатель Союза ректоров вузов в Дагестане Муртазали Рабаданов в своем выступлении дал общую характеристику подготовки кадров в университетах, а также рассказал о динамике изменений в системе высшего образования. Говоря о подготовке кадров в целях дальнейшего развития региональной системы, он поделился опытом вуза последних лет по подготовке специалистов для наукоемких отраслей экономики:
«Мы готовим команды специалистов для работы над комплексными проектами полного цикла в крупных наукоемких компаниях оборонно-промышленного комплекса – в таких, как АО “Завод “Дагдизель”, где создана базовая междисциплинарная кафедра ДГУ “Промышленные инновационные технологии”. Еще один подход – внедрение гибких практико-ориентированных программ в основные образовательные программы, которые позволяют использовать последние достижения содержания и технологий обучения. Также вуз готовит специалистов с уникальными компетенциями по индивидуальным образовательным траекториям, путем включения студентов в проектные команды крупных инновационных проектов. Один из удачных примеров в этом направлении – это создание и развитие ФабЛаб в структуре Инжинирингового центра ДГУ».
Также руководитель вуза внес несколько предложений по совершенствованию качества образования в республике:
– возродить систему специализированных физико-математических школ республики, без которых невозможно осуществлять подготовку инженерных кадров;
– сформировать новые подходы к целевому обучению, как к одной из важных форм будущего трудоустройства выпускников в регионе;
– создать в регионе единую систему дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников наукоемких компаний и организаций региона) для подготовки специалистов в области передовых производственных технологий и специалистов для цифровой экономики;
– детально и ответственно подходить к формированию ежегодного прогноза потребностей регионального рынка труда;
– внести предложение о подготовке Региональной целевой программы «Языки Дагестана» под эгидой Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, что частично решит проблему обеспечения кадрами учителей сельских районов республики.
Он также добавил, что без повышения качества общего и среднего профессионального образования и расширения практикоориентированности образовательных программ высшего образования во взаимодействии с компаниями, работающими в реальном секторе экономики, невозможно повысить и качество подготовки специалистов в вузах.
«В последние годы мы видим системные проблемы в этом направлении по результатам ЕГЭ, особенно по естественно-научным направлениям. В ДГУ, исходя из этих рисков, определены миссия университета, стратегические цели развития, основные задачи в новых условиях и прогноз по ожидаемым результатам по всем направлениям деятельности на период до 2030 года», – заключил ректор.
Врио министра образования и науки РД Яхья Бучаев выступил с докладом «Об утверждении Концепции развития образования Республики Дагестан на период до 2030 года». По итогам обсуждения Концепция была одобрена членами Совета.
Заседание прошло под руководством Главы РД Сергея Меликова, в нем также приняли участие депутат Государственной Думы Российской Федерации Нурбаганд Нурбагандов, руководители вузов и ссузов республики, представители научного и образовательного экспертного сообщества.