Мозг ищет мелодии и ритмы даже в повседневном шуме, а универсальная способность откликаться на музыку отличает человека как вид. Как и язык, музыка – особенность человека.
«Птицы "поют", но музыка во всей ее сложности, с ритмами, тональностями, тембром и мелодикой, принадлежит только нам», – подчеркнул Паевский.
Обсудили на лекции и распространенный миф о влиянии музыки на человека – эффект Моцарта. «На форумах, посвященных материнству, советуют постоянно прослушивать классические мелодии композитора, тогда родится минимум гений. Эффект Моцарта действительно существует, но работает он не так»,– сказал лектор.
Редактор «Нейроновости» рассказал об исследовании ученых, в котором три группы студентов, с IQ выше 110, сдали тестовые задания на определение уровня интеллекта.
Затем участники одной группы прослушали композиции Моцарта, вторая группа – музыку для релаксации, а третья выполняла задания в тишине.
При повторном прохождении теста слушатели Моцарта улучшили результаты до 120 баллов. У остальных студентов результаты не изменились и остались на уровне 110 баллов. Правда, подчеркивает эксперт, эффект Моцарта недолговременный – сохраняется около 30 минут.
Музыка влияет на человеческие эмоции. Мелодии могут как взбодрить и успокоить, так и напугать – психологические триллеры и саспенс во многом построен на тревожно-нарастающих нотах.
Взбодриться и ускорить любое моторное обучение помогает ритмичная музыка.
«Если вы планируете приобрести новые навыки – научиться танцевать или вышивать крестиком – слушайте ритмичные мелодии», – советует Паевский.
Успокаивающую музыку, которая помогает бороться со стрессовыми состояниями, снижая тревожность на 65%, создали ученые компании Mindlab International. Однако, отмечает лектор, находясь за рулем, такую музыку лучше не включать – при прослушивании расслабляющей симфонии часть испытуемых заснула.
Полезно не только слушать музыку, но и практиковаться в игре на музыкальных инструментах.
Популяризатор науки приводит в пример эксперимент ученых: на протяжении месяца трое молодых людей с различным уровнем интеллектуальных способностей учились играть на виолончели: результаты впечатляют – у всех испытуемых улучшились функциональные связи аудиторно-моторных отделов мозга.
Ученые отметили, что улучшение функциональных связей не было связано с точностью игры и происходило исключительно благодаря активному процессу обучения. От индивидуальных успехов в обучении, однако, зависела активность гиппокампа, отвечающего за память и моторный контроль.
Проведенное исследование в очередной раз показывает нейропластичность мозга – возможность изменяться под воздействием опыта.
Занятия музыкой, добавил лектор, снижают риск развития Альцгеймера даже при наличии в организме гена АPOE e4 – единственного гена, который увеличивает вероятность развития данного заболевания.
«Даже если нет музыкального слуха, играйте – вашему мозгу это полезно, хотя слуху соседей, возможно и нет».
Музыка – один из самых эффективных способов вызвать воспоминания и ассоциации, этим пользуются психиатры при лечении травм.
Алексей Паевский также поделился уникальными случаями в медицинской неврологии и рассказал, как сравнивали работу мозга джазмена и классического музыканта, импровизатора и играющего по нотам.
Студенты вуза задавали самые разнообразные вопросы о влиянии музыки на мозг, о нейропластичности мозга и способности нервных клеток к восстановлению, интересовались, возможно ли приобрести «абсолютный» слух, все ли одинаково слышат мелодии и т. д.
Научно-популярная лекция организована в рамках проекта «Студенческие СМИ. Научные вызовы».
Напомним, ранее проект руководителя пресс-службы ДГУ Элины Рашидовой победил в конкурсе на присуждение грантов Главы Дагестана в области общественной деятельности.
Амина Магомаева