23.04.2022

С любовью к книге: студенты ДГУ о творчестве и авторском праве

Книги – колоссальный источник знаний,в эпоху царствования гаджетов и социальных сетей, когда слова и предложения превращаются в нули и единицы, которые хранятся в недрах накопителей данных, печатная книга не сдает позиции. 23 апреля – Всемирный день книги и авторского права – символичная дата для мировой литературы и всех, кто  связан с печатным словом. О первых шагах на писательском поприще и что их вдохновляет, нам рассказали студенты Даггосуниверситета .

«Помню свою первую сказку, написанную в 6 лет, глупенькую, но всё же –  первый шаг. Всё началось с папиных сказок – он переиначивал их и рассказывал мне», – делится студентка факультета иностранных языков Карина.

В текстах студентки нередки мотивы славянской мифологии и готически темные краски в изображении чувств.

Пишу чаще всего стихи. Мне кажется, что для прозы нужно чувствовать слишком сильно и обширно. А я, когда пишу прозу, очень сильно выгораю. Да и привычнее со стихотворениями - опять-таки, с детства играла с рифмами».

Порой вдохновение приходит из других отраслей искусства, так, девушку вдохновляет музыка самых разных жанров: от блэк-метал до фольклора. Но чаще всего, признается студентка, именно погода задаёт нужное настроение.

Литература и юриспруденция – вещи совместные. Многие писатели, прежде чем взять в руки перо, получили юридическое образование, что помогало им с предельной точностью изображать судебные заседания,  отображать проблемы права и иллюстрировать работу следователя.

Студент Юридического института Маирбек Аминов первый роман намерен посвятить проблеме справедливости и самосуда в России. Повествование ведётся с двух противоборствующих сторон – следователя и преступника.

Юноша участвует в различных литературных конкурсах, он удостоился приза зрительских симпатий в конкурсе «Студенты-писатели»,  организованном культурно-массовым сектором Комитета по делам молодежи ЮИ.

Вдохновили студента заняться писательством книги его любимого автора Стивена Кинга, из которых он черпает знания и навыки. Юноша сосредоточен на книгах криминального жанра и вдохновение находит в них: в трилогии «Крестного отца» Марио Пьюзо, в произведениях Агаты Кристи, в «Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля и в романах классиков детектива.

«В творчестве я самоучка, учусь с открытых источников: книги по писательскому мастерству, мастер-классы, онлайн-курсы, видеоролики на ютубе (очень нравятся уроки Брендона Сандерсона) ну и собственных ошибках, разумеется», – отмечает начинающий писатель.

Студент  обучается на направлении «Судебная экспертиза: криминалистические экспертизы» и использует все знания, которые получает на занятиях, в своем творчестве.

«Я выбрал свою специальность в большей части из-за писательской страсти. Я не знаю, были ли такие авторы детективов, которые имели реальный опыт в раскрытии и расследовании реальных преступлений и мысль, что эти знания мне пригодятся в творчестве, вдохновила меня на учёбу на юрфаке, – признается он. – Сейчас, обучаясь на третьем курсе, я знаю, что сделал абсолютно правильный выбор. У меня пока нет багажа собственных знаний из практики, поэтому я внимательно слушаю преподавателей и активно записываю их случаи из практики в своих заметках».

Страшный сон писателя – увидеть свою книгу, изданную под чужим именем. Начинающие авторы часто переживают  за свою рукопись, опасаясь недобросовестных издателей. В современных условиях информационной открытости доказать свою правоту и настоящее авторство не составит труда, отмечает эксперт по авторскому праву, выпускница Юридического института ДГУ Асият Бартыханова.

Подражательство, пародию, цитирование, эмуляцию, заимствование идей или стиля не считают плагиатом. Например, если взять за основу сюжет существующего романа и написать по его подобию свое уникальное произведение – это не будет нарушением авторских прав.

Плагиат – это присвоение авторства полностью или частично. Простой пример – публикация чужого романа под своим именем.

«Согласно гражданскому кодексу авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. При этом важным обстоятельством является то, что все перечисленные объекты авторских прав являются таковыми независимо от своего достоинства и назначения, а также от способа их выражения», – отмечает Бартыханова.

Вопреки расхожему мнению, подчеркивает эксперт,  для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Писателю достаточно написать свой текст, и он уже будет охраняться законом. При этом авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Условно, даже “написанная в стол” книга, которая никогда не будет опубликована и напечатана, всё равно будет являться объектом авторского права и защищаться им. 

«Плагиат как присвоение авторства действительно является преступлением, уголовная ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 146 УК РФ. Однако в данной статье речь идет лишь о том случае, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. При этом закон не дает понятие “крупного ущерба”, а лишь указывает на то, что суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела», – резюмирует Бартыханова.

Самым эффективным и работающим способом защиты писателем своего творения является грамотно составленный договор. Такой договор заключается в письменной форме и требует обязательной консультации специализирующегося на авторском праве юриста, который вычитает и выявит все риски и подводные камни, часто заложенные в таких договорах издательствами или другими лицами, в адрес которых писатель передает свои исключительные права на созданное им  произведение.

В эпоху интернета, когда  появляется возможность беспрепятственно использовать любой текст, доступный на экране компьютера, недобросовестные авторы прибегают к заимствованиям, присвоению чужих открытий и исследований. Плагиат в науке отличается от плагиата в литературе и искусстве, ученые оценивают некорректные заимствования как серьезную угрозу для научного и эксперт­ного сообщества.

Недостаток собственных идей и интеллектуального потенциала и цейтнот – основные причины плагиата, отмечают эксперты, ведь анализировать научную литературу и писать собственные статьи гораздо сложнее.

Книги отвлекают от рутины повседневных дел, знакомят с другой культурой и позволяют погрузиться в свой собственный мир…Читайте хорошую литературу и не бойтесь создавать собственные произведения. Мастерство приходит с опытом, поэтому учитесь и творите, творите, творите!

Амина Магомаева