– Тамара Ибрагимовна, так все-таки, что мы понимаем под традиционными методами обучения и что такое инновационные методы?
– Традиционные – это известные, давно апробированные методы проведения лекций, выполняющих информационную функцию, семинаров, нацеленных на решение практических задач и т. д. Но сегодняшняя вузовская реальность требует, чтобы традиционные формы были наполнены инновационными компонентами. Если взять к примеру лекцию, то сейчас она уже не является чисто информационной: преподаватель пришел на лекцию, прочитал свой материал, все послушали молча и ушли. Нет! Сейчас приоритеты нацелены на то, чтобы лекция была интерактивной. Это значит, что активность должна быть взаимной. Активен преподаватель – активен студент.
Как эту активность реализовать? В форме лекции-беседы, лекции-интервью, лекции с презентацией вопросно-ответной формы, то есть все эти инновационные элементы внедряют интерактивность и заставляют студентов быть соучастниками лекции, то есть не просто получить информацию, а отвечать на вопросы, готовить минимальный материал в качестве выступления на лекции и т.д. Такие лекции в приоритете. Они помогают и преподавателям, и студентам быть совместными участниками всего образовательного процесса. Тоже самое и семинарские занятия. Сегодня приходим к тому, что студенты сами, под руководством преподавателей должны составить определенный план практической работы и распределить эти роли, обозначить задачи и решать их практически. А преподаватель, он одновременно и руководитель, и корректор, и наблюдатель, и тот, кто оценивает эту работу. Это поможет студентам вникнуть в проблему и найти ее решение.
– Критерии оценивания поменялись вместе с системой?
– Да, меняются и критерии оценивания, то есть для того, чтобы оценить работу студента, нужно учитывать не только то, как он воспроизводит материал, но и как он сам ищет пути к решению той или иной задачи, проявляет самостоятельность в этом поиске. Это тоже должно быть оценено. А что помогает все это реализовать? Для этого в процесс обучения внедряются различные цифровые образовательные платформы, которые дают возможность и преподавателю, и студенту эту интерактивность лучше реализовывать не только в рамках аудитории.
Например, наши образовательные блоги – это тоже интерактивный элемент. Блог связан с дополнительными темами, которые отведены на самостоятельную работу. Преподаватель формирует в блоге сообщения с дополнительным расширенным материалом и дает студентам задания творческого характера, для самостоятельной работы, которые оцениваются в качестве дополнительных балов. Это во-первых.
Во-вторых, у нас есть электронные образовательные курсы на платформе Moodle. Это целый цифровой лабиринт, формирующий виртуальное образовательное пространство. Выйти из такого лабиринта победителем может только усердный, ответственный и старательный студент.
В-третьих, это онлайн-курсы. Они разрабатываются нашими преподавателями и уже 5 онлайн-курсов внедрены в учебный процесс ДГУ в качестве пилотного проекта. Среди них и мой онлайн-курс «Профессиональная речь юриста», реализованный на 1 курсе бакалавриата по специальности «Юриспруденция». Это работа очень интересная, но кропотливая и трудоемкая. Лектор записывает видео лекцию и прикрепляет ее к текстовому материалу, готовит к каждой лекции практикумы, которые сопровождаются различными мультимедийными элементами. Студенты очень активны в работе с онлайн-курсами, им интересно. Тут много плюсов. Минусы тоже есть. Это, прежде всего, отсутствие очного общения со студентами. В будущем, конечно, необходимо внедрять в образовательный процесс гибридные формы онлайн-элементов. Кроме того, далеко не все студенты, конечно, готовы к полноценной реализации образовательного потенциала цифровых элементов обучения. У многих нет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, есть только дорогой телефон. Родители не совсем понимают эту необходимость, да и студенты тоже.
– Как вы считаете, будущее университетов только за онлайн-курсами или все-таки преподаватели и студенты будут встречаться в аудитории?
– Я думаю, что нет, будущее не только за онлайн-курсами. Это элемент современного образовательного пространства, обладающий большими возможностями и предоставляющий широкие перспективы. Но ничто не может и не должно заменить традиционное общение преподавателя и студента.
Онлайн-курсы дают возможность технически внедрять все интерактивные элементы, потому что там презентации, видеоматериал, ссылки, там и система контроля, которая позволяет студенту пройти тест и проверить свои знания. Онлайн-курсы, блоги поддерживают технический, цифровой уровень современного образования. Активно внедряются в процесс вузовского обучения и электронные учебные пособия. Так, мною разработано такое пособие «Русский язык и культура речи», предназначенное для студентов-журналистов. Оно размещено на сайте ДГУ, что дает возможность и студентам других специальностей использовать материал пособия для подготовки к занятиям и зачетам.
Меняются и формы контроля знаний студентов. Традиционно мы принимаем экзамен или зачет как в устной, так и в письменной форме. Сегодня внедряется и тестирование как форма проведения экзаменов и зачетов. Формы онлайн-контроля, к сожалению, часто не объективны. В период пандемии мы в этом убедились. Недобросовестные студенты находят технические лазейки для списывания и подсказок.
– Все эти интерактивные элементы на занятиях не балуют студента? Не будет ли потом так, что их кроме как этими интерактивными элементами, заинтересовать не получится?
– Да, конечно, этим злоупотреблять нельзя. Нельзя превращать лекции, семинары в блеск цифровых возможностей. В презентациях на слайде не должна повторяться информация, которая уже была озвучена, методически абсолютно необоснованно демонстрировать целые фрагменты текста и т.д. Информация в презентации должна быть реализована в сублимированном виде, тезисно. Должна быть краткая иллюстрация того, о чем говорит лектор. Фрагментарно, что-то основное, дифференцированно – это все должно быть порционно. Нельзя превращать все в лекцию-презентацию. Отвлекается внимание, человек смотрит на экран, плохо усваивает то, что слышит и т. д. Срабатывает и психологический фактор: из-за излишней цифровой иллюстративности студент перестает адекватно воспринимать реальность. Поэтому занимательность, познавательный интерес, конечно, преподаватель должен поддерживать словом, традиционно, своими методическими приемами, которые помогают студентам быть активными на занятиях, своей требовательностью к тому, что они делают, и, конечно, объективностью в оценивании.
– Сотрудничая с одним образовательным центром, я наблюдала такую концепцию, что на каждом занятии должна быть презентация. Как вы считаете, это верно?
– Я думаю, что такие жесткие рамки, такая требовательность, не оправдана. Преподаватель сам должен решать, с чем он пойдет на занятие. И он же должен решить, уместна ли там презентация. Наверно, должен быть процент допустимости иллюстративных средств.
– Установлен ли определенный процент элементов интерактивности в образовательных стандартах? Я столкнулась с тем, что молодые преподаватели не все знают, как создавать презентации. Допустимо ли это?
– ФГОС не прописывают обязательность или процентное соотношение всех этих элементов. Но общие методические рекомендации сегодня на прямую связаны с внедрением этих средств. То есть, если преподаватель, предположим, выходит на какой-то конкурс, и он описывает свой методический опыт и формирует научную статью, то, конечно, требования к его действиям обязательно связаны с внедрением современных средств обучения. Это игнорировать нельзя. Независимо от желания – это требования времени в современной системе образования. Молодой преподаватель вообще не должен произносить слова «не хочу», «не могу», «не умею». Он должен, наоборот, идти в ногу со временем, изучать и внедрять в процесс обучения все современные приемы. Необходимо помнить и о том, что рейтинговая оценка преподавателя включает такой аспект: употребляет ли он современные технические средства в процессе обучения? При проведении анкетирования студенты анонимно оценивают преподавателя с этой позиции. Однако наши цифровые возможности зависимы от оснащенности аудиторного фонда. Хотелось бы, чтобы каждая аудитория вуза была готова к внедрению инновационных форм обучения. В нашем вузе проводится цифровизация кабинетов и аудиторий, и мы надеемся, что каждый преподаватель и каждый студент получат доступ к методическим инновациям.
– Каким должен быть преподаватель в ближайшее десятилетие? И кто или что может составить конкуренцию преподавателю высшей школы?
– Когда появились компьютеры и интернет, мы все в это окунулись, мы учились, проходили курсы компьютерной грамотности. Сейчас мы обучаемся более сложным вещам, таким как онлайн-курсы, электронные учебники. Что нас ждет впереди? Нас ждут инновации, новые возможности и перспективы. Каждый преподаватель должен быть к этому готов. Кто конкурент? Тот, кто в ногу с научно-техническим прогрессом. Что может составить конкуренцию? Возможности цифровизации. Поэтому живое слово должно быть сильнее!
– Поделитесь, пожалуйста, одной излюбленной методикой или элементом по привлечению внимания студентов на занятии. Есть студенты, которые никак не заинтересованы в своей будущей профессии, как их вовлечь?
– Мой методический опыт утвердил в качестве продуктивной формы промежуточного контроля знаний устный блиц-опрос: студенты заранее получают контрольные вопросы, ответы на которые должны представлять собой теоретический материал с практическими примерами; первый тур опроса включает сет из трех теоретических вопросов, на которые надо дать моментальный ответ; второй тур опроса включает профессионально ориентированные практические вопросы (каким образом то или иное теоретическое положение буде реализовано в будущей профессиональной деятельности). Считаю, что именно профессионально ориентированный аспект обучения является залогом формирования и развития познавательного интереса каждого студента.
– Сейчас неформальное образование переплетается с формальным. Это, например, использование ролевых игр на занятиях. Как вы считаете, это целесообразно, можно и нужно ли вообще?
– Деловая игра – это тоже элемент современных технологий обучения. Она может быть названа деловой игрой, а может быть названа и ролевой игрой. Игровое моделирование как способ, метод обучения – инновационный, он приветствуется, он очень важный и, конечно, преподаватель должен к этому готовиться. Это не так просто, как кажется, но это то, что делает интерактивность наиболее продуктивной. Преподаватель в рамках курса должен научить студентов говорить, и в этом смысле деловая игра – лучший способ самореализации для студента. Далеко не все готовы к игре на занятии, со студентами надо работать, помогать им раскрыть свой потенциал. Наша кафедра ежегодно проводит на всех факультетах Неделю русского языка. Формы проведения такой недели сегодня разнообразны: традиционный тематический концерт, конкурсы, олимпиады, ток-шоу, ролевые постановки, подготовка видеороликов (чтение стихотворений, рекламные фильмы, интервью и т. д.). Такая творческая работа очень нравится студентам и преподавателям, она объединяет нас.
– Что сегодня важно для студента? Какова главная мотивация к учебе?
– Я считаю, что современный студент хочет видеть, как тот или иной учебный предмет повлияет на его будущую профессию, как он будет реализовываться, какую пользу он принесет в его профессиональном будущем. До тех пор, пока он это не поймет, он будет относиться к предмету как к чему-то второстепенному, необязательному. Очень важно, чтобы каждый преподаватель обращал на это внимание и пытался показать студентам, что это основа его профессии. Профессионально ориентированное обучение, основанное на взаимодействии традиционных и инновационных цифровых методах, является сегодня ведущим в системе высшего образования.
Елена Гончарова, Салминат Разаханова