08.08.2022

Жизнь после вуза. Какие навыки нужны для построения успешной карьеры?

Чем ближе заветный день – защита выпускной квалификационной работы, тем чаще наши выпускники задаются вопросом: «А что же дальше?». Кто-то уже определился и решил, что свяжет свою жизнь с наукой, для кого-то выбранная специальность стала настоящим призванием, другие же только присматривают себе работу по душе. Но все они задумываются над тем, каким должен быть идеальный сотрудник, чтобы успешно расти по службе. Ответить на этот вопрос нам поможет ведущий бизнес-тренер Санкт-Петербургской инвестиционной компании «Х2», федеральный эксперт в сфере тренингового обучения молодежи, директор проекта по карьерному развитию руководителей Компании «Автохолдинг-РРТ», дважды выпускник Даггосуниверситета и экс-председатель КДМ вуза Михаил Абасов.

 

Остановитесь на минуту и ответьте себе на вопросы: «Что нужно для построения карьеры? Чем обладает успешный и квалифицированный специалист?».

Эти же вопросы я задал знакомым тренерам и специалистам по персоналу из других компаний. Итак, возможные варианты ответа: наличие мозга, профессиональные знания, умное выражение лица, навыки коммуникаций и общения, стрессоустойчивость, куча удачи и везения, ответственность и дисциплина, умение выступать публично. «И, конечно же, связи!» – в шутку ответили мои коллеги. Да, безусловно, все это важно.

Однако, если посмотреть более системно, то возникает два главных вопроса: «Какие компетенции помогут нам быстрее двигаться по карьерной лестнице?» и «Как и где получить эти компетенции, пока ты не работаешь, а только учишься в университете?».

На них мы с вами и постараемся сейчас ответить.

Здесь часто будет звучать слово компетенция. Предлагаю для удобства общения понимать под этим термином набор поведенческих моделей в виде знаний, умений и навыков, которые проявляются в результате определенной деятельности и помогают добиваться успеха.

Итак, рассмотрим систему компетенций, которые нам необходимы для успешной карьеры. Для этого мы вернемся к первому из моих вопросов. Ответ на него включает в себя как профессиональные, так и надпрофессиональные компетенции, а есть еще и такие категории как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность и подобные им.

HARD-SKILLS

Жесткие профессиональные компетенции – те, которые прямо отвечают запросу работодателя. Проще говоря, это то, что вы регулярно должны делать на рабочем месте и то, без чего вас попросту не возьмут на работу.

Как узнать, какие hard-skills мне необходимы?

Тут все достаточно просто: открываете любой сайт-агрегатор по поиску работы и смотрите интересующую вас вакансию.

 Где получить hard-skills в рамках университета?

Тут все еще проще. На занятиях. Думаю, это и была основная цель вашего поступления в вуз.

Я считаю, что наш университет в полной мере отвечает потребностям работодателя по части профессиональных навыков.

Поэтому, чем усерднее учитесь, тем выше будет ваш навык. Здесь думаю и без конкретного примера все ясно.

SOFT-SKILLS

Мягкие/гибкие надпрофессиональные навыки – те, которые создают конкурентное преимущество одного специалиста над другим. Попросту говоря, это то, что делает вас более эффективным человеком.

• Коммуникативные способности; • Навыки планирования и распределения времени;

• Организаторские способности.

Как узнать, какие soft-skills мне нужны?

Если с профессиональными навыками все относительно просто: открыл сайт, нашел вакансию, посмотрел перечень, то с надпрофессиональными навыками дело обстоит немного сложнее. Дело в том, что нигде не даже утвержденного перечня «мягких» навыков и в разных источниках информация может отличаться.

Что же делать? Первое – открыть вакансию и посмотреть требования, которые не относятся прямо к профессиональным обязанностям. Например, умение выходить из конфликтной ситуации, или же навык работы в команде.

Второе – узнать экспертное мнение от людей, работающих в данной сфере. Третье – можно обратиться к карьерному консультанту, специалисту по подбору, либо психологу для оценки имеющихся у вас навыков. Вместе с тем, на мой взгляд, всегда стоит развивать следующие 10 компетенций: коммуникативные навыки, переговоры и управление конфликтами, навыки продаж и самопрезентации, эмоциональный интеллект, анализ и принятие решений, планирование, постановка задач и их контроль, управление временем, навыки работы с информацией (скорочтение, обработка, конспектирование, представление информации), нетворкинг.

Думаю, что эта десятка будет актуальна для большинства профессий. Где получить soft-skills в рамках университета? Часть из вас, скорее всего, подумала: «Легко сказать, а где это все получить пока я учусь в университете?». Но и тут я готов дать вам совет. Именно в вузе эти навыки и нужно начинать получать. Тем более  что в Дагестанском государственном университете создана вся инфраструктура для этого: Комитет по делам молодежи, профсоюзная организация, студенческое научное общество, совет обучающихся, студенческий и спортивный клубы.

 В каждой из этих организаций вы можете развить на достаточно высоком уровне данные мягкие компетенции. Лично я заложил все эти навыки, пока был активистом Комитета по делам молодежи ДГУ, за что всегда буду благодарен нашей alma mater.

 

META-SKILLS

Гибкие универсальные навыки – те, которые делают вас не просто квалифицированным, но еще и уникальным специалистом. Они развиваются в течение всей жизни и применение их для вас, как правило, незаметно.

• Высокая обучаемость;

• Саморефлексия/самоанализ;

• Высокая адаптивность и осознанность.

Как узнать, какие meta-skills мне нужны?

 Здесь самый лучший совет – это обратиться за советом и помощью к квалифицированному психологу и карьерному специалисту. Все дело в том, что большая часть этих компетенций может относиться к чертам 17 вашего характера.

Я же могу посоветовать обратить внимание на следующие семь: осознанность, адаптивность, саморефлексия, обучаемость, критическое мышление, ответственность, способность концентрироваться.

Где получить meta-skills в рамках университета?

Критически настроенный читатель, подумает: «Ну все, вот тут-то мы и выйдем за пределы вуза».

Отчасти так оно и есть, ведь эти навыки находятся как бы «внутри» человека, и работа над ними ведется везде и всегда. И все же, университет и тут может нам помочь. По части диагностики, вы всегда можете обратиться на факультет психологии и философии, в частности в центр «Пси-Фактор». Специалисты из среды преподавательского состава смогут помочь вам разобраться в себе, более того, студенты старших курсов могут провести с вами подобную работу.

 Также, все перечисленные компетенции формируются именно в вузовской среде, особенно во время учебы (посмотрите на список еще раз, любая из этих компетенций активна даже при подготовке к семинару, что уж говорить об экзамене).

Важная разница лишь в том, что до прочтения этой статьи вы не задумывались об этом, а теперь будете держать этот пункт в фокусе внимания и, следовательно, прикладывать больше усилий для развития нужного навыка.

Каков итог?

 Мы понимаем, что для формирования успешной карьеры важно быть не просто квалифицированным специалистом, но и иметь конкурентные преимущества в виде гибких и универсальных навыков.

Я постарался выделить те, которые я считаю ключевыми, а самое главное обозначить, как их можно получить, развиваясь в университетской среде. Дальше дело за вами и помните, что в ДГУ тот, кто просит помощи, всегда ее получает.

 Михаил Абасов, Елена Гончарова