28.03.2022

Научпоп как профессия

В рамках проекта «Студенческие СМИ. Научные вызовы» в «Точке кипения» Даггосуниверситета прошла публичная лекция «Научная журналистика или журналистика науки?».

Каковы ключевые принципы научной журналистики, которых должны придерживаться сотрудники СМИ? Как выстраивать коммуникацию с академическим сообществом? Почему верификация данных и результатов научных исследований экстремально важна в журналистских текстах? Как начинающему журналисту в погоне за «громкой» публикацией не попасть впросак?

Об этом и многом другом рассказал слушателям Школы «Студенческие СМИ. Научные вызовы» член Экспертного совета молодых политологов, приглашенный преподаватель-исследователь кафедры конституционного и международного права Дагестанского госуниверситета, кандидат филологических наук Мурад Абдуллаев.

Информировать. Просвещать. Развлекать – таковы международные принципы современной журналистики, обозначенные когда-то первым генеральным директором Би-би-си лордом Рейтом. Однако если с первым и третьим принципами медиасреда справляется удачно, то «просвещать» оказывается не очень легко и не совсем выгодно:

«В условиях рынка коммерчески ориентированным СМИ оказывается невыгодно писать о науке; подготовка материалов, посвященных образованию, научным достижениям, популяризации сложного знания не пользуется интересом у сотрудников изданий. СМИ полагают (и, кстати, у них есть на то основания), что о науке никто не будет читать, тексты о науке плохо продаваемы», – отметил Мурад Абдуллаев.

b47cb160-d7e4-4c62-8bf8-f3c89416c9e0

03055301-8682-4cfe-bb17-8e21cdb5247b

Молодой ученый подчеркнул, что СМИ оказываются в ситуации понижения уровня интеллектуального запроса массовой аудитории. Эту аудиторию попросту не хотят просвещать. И тем не менее, считает Абдуллаев, значение журналистики в медиатизации теоретического знания сложно переоценить. Это и популяризация науки, и объяснение важного, но сложного более простым языком, и борьба с лженаукой, и формирование позитивного общественного мнения об академическом сообществе, о котором зачастую мало кто знает, оно будто «закрыто» для медийной среды. Это отчасти, считает Абдуллаев, результат недоработки журналистов и недоверия к СМИ со стороны ученых:

«Наверное, вам неоднократно приходилось слышать, что ученые с опаской относятся к журналистскому сообществу, не доверяют ему: “Эти журналисты всё равно переиначат, переврут, сделают какие-то свои, удобные для себя выводы” - к сожалению, в большинстве случае именно такое стереотипное отношение к журналистскому цеху царит в ученых кругах. И это по большей части вина самих журналистов, не относящихся к серьезной науке серьезно», – полагает лектор.

Ученый отметил, что погоне за сенсациями и громкими заголовками в научной журналистике места быть не может: «Нельзя путать новостную журналистику, цель которой выдать сенсационный материал быстрее всех, с журналистикой науки. Здесь действуют абсолютно другие принципы: работа новостника кардинально отличается от творчества журналиста-аналитика, глубоко погружающегося в тему своей публикации. Порой весь процесс создания текста может занять до нескольких недель, работу эту можно назвать отчасти ювелирной, так как факты, цифры, результаты, скажем, лабораторных исследований требуют жесткой верификации; редактирование первоначального текста и согласование его с собеседником журналиста - обязательная часть подготовки публикации», – подчеркнул он.

656eecb5-ba37-4da2-87a4-f01dfff232ae

Лекция включала следующие блоки:

– основные принципы работы научных журналистов;

– коммуникации с учеными, советы, как правильно общаться с представителями академического сообщества; чего нельзя допускать в беседах с учеными;

– этика журналистов и ответственность перед учеными и аудиторией; риски недобросовестного отношения к подготовке текстов о науке;

– «фишки» в общении с учеными; например, как сложный научный язык адаптировать и сделать доступным для массового читателя, при этом не искажая фактов и не додумывая выводов;

– по каким причинам массмедийный текст, посвященный научным исследованиям, может не складываться? Как быть, если текст «не клеится», а журналист сам не до конца понимает речь своего собеседника?

По итогам публичной лекции Абдуллаев ответил на вопросы слушателей Школы: учащихся дагестанских вузов, начинающих журналистов, аспирантов и молодых исследователей. Завершилось мероприятия домашним заданием от лектора, выполнение которого является обязательным условием участия в Школе «Студенческие СМИ. Научные вызовы», – задание позволит закрепить полученные знания на практике:

«Такие домашние задания – это, в первую очередь, возможность для студентов и начинающих журналистов сделать первые, серьезные шаги в остающемся сегодня на слуху “научпопе” и, возможно, опубликовать свои материалы в серьезных изданиях, заявить о себе как о перспективных авторах. Думаю, что у ребят под такие достижения есть хороший задел», – подытожил Абдуллаев.

Отметим,  ранее проект «Студенческие СМИ. Научные вызовы» победил в конкурсе на присуждение грантов Главы Дагестана в области общественной деятельности.

Елена Гончарова