Можно ли рассматривать социальные сети как новый тип СМИ? Можно ли доверять СМИ? Ответы на эти вопросы попытались найти студенты вуза.
Приводя статистические данные из исследования, в котором участвовало более 600 респондентов, спикеры отмечает, что «Более 40% дагестанцев вообще не читает и не смотрит никакие новостные источники (ни печатные, ни электронные).
Уровень недоверия дагестанцев к СМИ достаточно высок – 36,8% опрошенных не доверяют ни одному из печатных средств массовой информации. Респонденты считают, что просматриваемые ими новости содержат недостоверную информацию.
Наиболее популярный новостной агрегатор у дагестанцев – Яндекс, за ним с небольшим отставанием следуют Гугл, Рамблер, СМИ2, Mail.ru, Медиаметрикс указан как наименее распространенный источник новостей в интернете.
При этом исследование показало, что социальным сетям доверяют 41% респондентов.
Самыми часто используемыми социальными сетями у дагестанцев являются Instagram (в настоящее время запрещена в России, так как принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией на территории РФ) – (82%), WhatsApp (90%), ВКонтакте (20%) и Telegram (18%).
Предположительно, ситуация значительно изменилась в связи со сложившимся внеконкурентным преимуществом Telegram перед иностранными социальными сетями.
Спикеры отметили общую для СМИ и социальных сетей функцию распространения актуальной информации.
Соцсети – платформа, в которой есть практически все, что транслируют СМИ, возрастание доверия к ним обусловлено «поиском новых каналов, где можно найти достоверную информацию».
Как определить объективность новостного контента в огромном информационном потоке, в котором современный медиапотребитель подчас дезориентирован, рассказал к.полит.наук, директор Центра стратегических инициатив и политических технологий «Вектор» Ханжан Курбанов.
Основные проблемы, возникающие в связи с появлением массы новых медиа и платформ:
– информационное пространство становится перенасыщенным, и пользователь стоит перед выбором, чему же доверять;
– пользователи перестают идентифицировать, чья это информация, кто ее первоисточник.
Спикеры особо подчеркнули важность соблюдения морально-этических аспектов деятельности СМИ, строгого соблюдения принципа достоверности в подаче новостной информации.
«В соцсетях можно увидеть личную оценку событий глазами десятков, сотен и тысяч людей. Около 45% веб-аудитории – молодежь до 25 лет, они обостренно воспринимают реальность, ведут поиск новых общественных ценностей взамен разрушенных старых», – резюмируют исследователи.
Участники пришли к выводу о необходимости развития навыков критического мышления как ключевого в XXI в., важно анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведенного анализа, а также формировать собственное мнение и аргументированно отстаивать свою позицию.
«Критическое мышление помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Чтобы стать критическим мыслителем, нужно быть активным исследователем, а не пассивным получателем информации», – отмечают спикеры.
Исследование проведено в рамках взаимодействия команды грантового проекта Росмолодежи «Лаборатория социологических исследований «Социальная инициатива»» и Центра социальных исследований в молодежной среде при ДГУ.
Модераторами конференции выступили: Гаджи Малучиев, к.п.н. директор Республиканской специальной библиотеки для слепых, руководитель Центра социальных исследований в молодежной среде при ФГБОУ «Дагестанский государственный университет» и Камила Омарова, к.э.н. доц. кафедры социальных и информационных технологий, руководитель Проектного офиса социального факультета ДГУ.
Спикеры конференции – проректор по научно-исследовательской работе ДГУ Назир Ашурбеков, к.полит.наук, директор Центра стратегических инициатив и политических технологий «Вектор» Ханжан Курбанов, начальник управления по делам молодежи ДГПУ Руслан Гереев.